29.02
18:23

Bow that made history, V

Странная все же штука время. В теоретической физике есть понятие «стрела времени», которое, если вкратце, говорит о точке невозврата + состоянии необратимости.

Следующая история немного нехарактерна как классически показательная. И собственно интенсивного применения лука как оружия в ней не было. Зато был один поворотный - очень яркий + символический момент, аналогов которому я не вижу. И который благодаря луку не только стал предметом легенд и сказаний, но как-то плавно перетек в область психологии, учитывая большой драматизм ситуации. Вот почему я также также выбрал его как второй из 3-х показательных примеров о том, как лук изменил ход истории.

Почему же она нехарактерна. Прежде всего потому, что речь пойдет о морском сражении, где применение луков и стрел конечно же важно, но не настолько, чтобы серьезно повлиять на ход событий, в отличие от наземного боя. Во-вторых, это относится к народам для которых лук и стрелы совершенно не характерны как оружие № 1 или 2 для достижения победы, т.к. все военные успехи, благодаря которым они известны, никак с ними не связаны.

Речь пойдет о морской битве при Сволдере в сентябре 1000-ного года от Р.Х., произошедшей в Балтийском море между норвежцами и коалицией шведов и датчан.

Место это не может теперь быть с точностью определено, т.к. побережье Балтики значительно изменилось в течение последующих веков + частично за счет заиливания дна моря. Известно лишь что Сволдер/Svolder или Сволд/Swold был островом, по всей видимости находившимся на побережье Северной Германии, недалеко от о. Рюген.

О битве при Сволдере известно приблизительно с 1080 года от хрониста Адама Бременского, а также от другого историка — Саксона Грамаматика и его труда Gesta Danorum, появившегося на свет спустя 200 лет.

Gesta Danorum



Но все же наиболее полно, эпично + драматично это описано около 1220 г. в двух исландских сагах.

Фрагмент одной из них, саги Хеймскрингла (Земной Круг)



Но cначала вступление, предыстория битвы при Сволдере.



До 9 века от Р.Х. В Норвегия была разделена на множество мелких часто и конфликтующих между собой территорий, власть которым принадлежала лидерам родовых кланов. В 9 в. конунгом (королем) стал Харальд по прозвищу Прекрасноволосый. Начался процесс объединения страны и укрепления центральной власти. Потомкам Харальда пришлось бороться с клановыми лидерами как на севере, так и на востоке, в то время как король Дании заявил о претензии на земли юга + активно вербовал вассалов.

Вопрос объединения государства всегда проходит под каким-нибудь идеологическим либо религиозным знаменателем. В 10 веке им стало христианство. Дело в том, что вплоть до 12 века народы населяющие Скандинавский полуостров были язычниками, исповедующими традиционную скандинавскую религию, в то время как вся остальная Европа уже большей частью была христианской.

В 970-м ярл Хокан Сигурдссон был выбран провозглашен конунгом, т.к. сумел добиться поддержки большинства других ярлов и кроме того, короля Дании Харальда, даже несмотря на то, что тот принял христианство, а Хокан оставался убежденным язычником. В 995-м Хокан в результате разногласий был свергнут. На смену ему пришел Олаф Триггвасон, молодой лидер христиан. Придя ко власти, он быстро приступил к крещению Норвегии, используя все имеющиеся в его распоряжении силы.

Памятник Олафу Триггвасону в Тронхейме, Норвегия



Отвергая претензии датской власти, Олаф ставил себе задачей освободиться от влияния датчан на западе и юге страны и как можно быстрее. Несмотря на то, что сама Дания приняла христианство, датчане умело играли на религиозных чувствах населения тех территорий, которые оставались привержены язычеству. Вот почему христианизация далась Олафу нелегко — хроники описывают угрозы и даже казни, с помощью которых Олаф ломал языческое сопротивление. Как результат через нескольких лет Норвегия стала (по крайней мере формально) христианской страной. Однако благодаря этой же политике Олаф нажил себе непримиримых врагов. Наиболее влиятельными из которых предсказуемо стали ярл Эрик (сын Хокана) и Свен по прозвищу Вилобородый, король Дании - оба из которых считали, что Олаф самовольно лишил их земель в Норвегии. К ним присоединился некий «ярл с Ладе» ( историческая местность в Норвегии) и шведский конунг, носящий то же самое имя что и норвежский «Олаф».

Теперь немножко о том, что связано с этнографией. Увы, если изучать ее + заодно военную историю по фильмам или по художественной литературе, то можно наткнуться на огромное количество мифов и заблуждений. Самый большой и главный из них — это собственно подмена понятий средневековый скандинав на викинг. Если же говорить о викинге, его образ частно однотипен. В большинстве своем он представлен нам как огромного роста косматый и бородатый человек, облаченный в звериную шкуру поверх лат, в шлеме с рогами, вооруженный или палицей или длинным обоюдоострым топором, свирепый и дремучий— в общем больше похож на персонаж римских историков, не без гипертрофии описавших древних германцев.

На самом деле ошибка уже заключается в самом распространении слова «викинг» на все население германской языковой группы той Скандинавии как клише по отношению к ее народам. Тогда как слово это на самом деле означало лишь отдельную социальную прослойку, а вовсе не народ, собирательный образ скандинавского солдата или вообще мужской половины жителей этой территории. Viking происходит от старо-норвежского корня vik, что имеет семантику «отправляться в путешествие, торговать» ровно как и «совершать набеги» и «заниматься разбоем». Например, известный хронист Снорре Струлусон ( 12 в.) определял «викинга» в значении человека именно «делающим набеги, занимающимся разбоем». Поэтому, безусловно, что «викинг» было занятие или, как принято говорить в наше время, стиль жизни. И, разумеется, викинги номинально не представляли даже половину населения Скандинавии на социальном или политическом уровне. Но именно их активная деятельность, причем чаще всего в негативном ключе — как захватчиков, разбойников и варваров, ровно как сильных бесстрашных солдат — все это сложило стереотип который и подменил понятия. Поэтому говорить «викинг», подразумевая под этим «житель средневековой Скандинавии» было бы неверно. Теперь остановимся (поскольку тема у нас военная) на отличиях мифического образа того воина от исторического.

Итак, прежде всего это доспехи. Это была кольчуга, причем очень хорошего качества. Никаких шкур поверх ее не было — это было неудобно, кроме случаев путешествий в очень холодное время. Но кольчуга стоила денег,и не всякий мог себе ее позволить. Кроме этого бытовал и такой стереотип на уровне воинских инициаций: «хорошему воину она не нужна, он не позволит нанести себе рану» - это имело распространение во многих умах, поэтому многие ее не применяли как средство защиты. Постоянно носимый рогатый шлем средневековых скандинавов так же миф. Такие шлемы были чисто ритуальными и использовались или в религиозных целях, или в связи с важными политическими событиями, причем это было отличительным знаком заслуг кого-либо или его родового происхождения. Оружия вроде обоюдородоострых топоров, молотов или палиц в бою не применялось; если эти виды оружия и были в арсенале, они были ритуальные и имитировали вооружения богов из скандинавской мифологии.

викинг мифический









викинг исторический











Главным оружием викинга была остро отточенная секира с шириной лезвия ок. 20 см и насаженная на относительно длинное топорище — 80 -1.20 м, что при ударе, если воин держал ее за конец, производило большую разрушительную силу. Еще одним фактором было то, что скандинавское общество того времени было гораздо менее богатым по сравнению с остальной Eвропой — с той же Францией, Италией и уж тем более с Византией - изготовление мечей стоило дороже.





В искусстве боя на секирах жителям Скандинавии не было равных в истории, если не считать древних франков с их топорами. Но и они, думаю, проиграли бы им по всем статьям. Если воину в при применении меча или сабли требовалось нанести множественные резаные раны, и бой мог быть долгим, то при использовании секиры рана могла быть одна, но зато очень тяжелая т.к. при ее нанесении противник помимо резаной раны получал перелом и не мог продолжать боя. С другой стороны, использование секиры в бою требовало намного больше физической силы и выносливости, нежели использование меча или сабли. Искусству боя на секирах скандинавов учили с раннего детства.

*Увы, в современной литературе и кино так же немного материала, рассказывающего о жизни тех народов. Например, если сравнить скандинавский и германский эпос по тому сколько раз обращались к ним для тем к кинофильмам или художественным произведениям, первый останется далеко позади. Если же они и есть, они полны клише и стереотипов, а часто и вовсе фантастичны. Одним из тех, кто лишен этого ( или по крайней мере все это не так бросается в глаза) - мне представляется важным упомянуть фильм «И на камнях растут деревья» , снятый в 1985 году. Это совместная норвежско-советская картина. Фильм о том, как славянский юноша Кукша был похищен, жил в скандинавской среде и стал викингом по имени Эйнар. Фильм неброский, совершенно далек от жанра блокбастера, сюжет так же бесхитростен, но детали повседневной жизни + детали быта + самих социальных отношений в той среде и в то время, на мой взгляд, показаны достаточно хорошо.

Вообще же, говоря об отношения русских и древних скандинавов, возникает очень много вопросов идущих вразрез с официальной точкой зрения в отечественной истории. Например, ареалы поселений. Скандинавские могильники находят в великом множестве в нынешних северных русских землях, в Приладожье, на Псковщине, в Новгородской области и даже вплоть до Поволжья. Если территории их проживания были гораздо шире общепринятых, а контакты порождали совместные браки, культурный и экономический обмен, то и роль скандинавов при сложение русских как нации видится гораздо шире. Второе, что несомненно и видно и невооруженным глазом - удивительное сходство в быте, культуре двух ранних этносов, славянского - на географической территории средней и северной России - и скандинавского. Не говоря о том, кто были такие персонажи как Аскольд и Дир, князья Олег и Игорь или княгиня Ольга, и из кого состояла княжеское войско. Кстати, персона по имени Сигрид ( о которой пойдет речь и которая сыграла не последнюю роль в развернувшихся событиях) была бабушкой супруги Ярослава Мудрого…

Наконец, удивительна биография самого Олафа, героя этой истории. Он родился в 963 году, во время войны кланов в Норвегии, вскоре после убийства своего отца. Те кто это сделал, хотели покончить с его матерью и с ним, однако мать Олафа, Астрид, бежала с сыном от убийц мужа в Новгород к Владимиру Святославичу, у которого служил ее брат Сигурд. Но по пути на них напали пираты, жившие в Эстонии и продали в рабство. Каково же было удивление Сигурда, когда он собирая подати в Эстонии увидел их. Он и вызволил их из рабства. Сигурд привез Олафа в Новгород. Олаф рос при дворе Владимира, изучал культуру, язык, военное ремесло. Затем был взят в дружину, состоявшую из скандинавов, где заслужил большой авторитет среди воинов…Хронист Снорре Струлусон пишет, что однажды на новгородском рынке Олаф случайно увидел своего бывшего рабовладельца + убийцу своего приемного отца во время его жизни в Эстонии, по имени Клеркон. Не в силах сдержать гнев, он убил его ударом секиры в голову. Когда его хотели схватить люди из толпы среди которых были и родственники убитого, он побежал к царице Алогии, жене князя Владимира, которая была норвежкой (или шведкой) за защитой. Родственники и сторонние люди требовали правосудия. И только после уплаты больших «отступных» толпа успокоилась.

Снова о стреле времени. Невольно задаешься вопросом о том, как же все необратимо меняется. Очень возможно, что многие из русских и шведских солдат + офицеров, так старавшихся прикончить друг друга в русско-шведской войне 18 в. - в то время, вероятно, если бы были детьми, играли бы в салки, дергали бы девчонок за косы ( и славянок и скандинавок), а повзрослев воевали бы против степняков бок о бок. А если бы нашелся вещий волхв сказавший бы им посмотреть в отражение в кадке с водой - и они бы увидели там как их пра-пра-правнуки палят друг в друга из пушек и ружей — то, скорее всего, они бы рассказали бы о нем взрослым как о злом колдуне, и участь его была бы решена… Но самая большая странность заключается в том, что будучи язычниками оба народа имели гораздо больше общего, чем после того, как и те и другие стали христианами — произошла резкая поляризация по конфессиональному признаку ( у каждой теперь были свои оси вращения) и затем, уже с 12 века началась открытая вражда.*

Фибулы найденные в Новгороде. Это чисто скандинавские изделия.



шлем скандинавского воина



и еще немножко этнографии, так одевались скандинавки 8-10 вв.





Аксессуары в виде бус, кулонов или браслетов имели не только декоративное, а еще и магическое значение как амулеты и обереги. Но шее у этой женщины амулет с руной алгиз, обозначающий одновременно «лося» как магического животного и как символ солнцестояния - в иероглифичном изображении человека протягивающими руки вверх. Ниже к бусам прикреплен серебряный амулет в виде спирали, обозначающей как небесный цикл, так и символ земной энергии.



Меч ( и его реконструкция) с монограммой скандинавского мастера, найденный на территории Новгорода. Мечи скандинавов были исключительно прочными и ковались из хорошей стали. И когда позднее в средневековой Европе в связи с развитием торговли меч (и вообще оружие) стало предметом экспорта, скандинавы вплоть до 19 века использовали мечи, палаши и шпаги сделанные по своим методам ковки.*



Вернемся к событиям. Скандинавы были прекрасными мореходами. На своих ладьях (драккарах) они колесили по всему Средиземноморью, они поселились в Исландии и Гренландии. А сенсационные находки на побережье Сев. Америки дали версию предположить, что о ее существовании они знали задолго до Колубма.

Драккар был основным средством передвижения, на нем викинг проводил едва ли не четверть своей жизни, с ним связано едва ли не все в экономике и политике, не говоря о географических открытиях. С ним же и связано многое в скандинавском народном эпосе — песнях, стихах и легендах. Само слово «драккар» происходит от 2-х норвежских слов ( drak – дракон, и kar-корабль) т.е. это корабль-дракон. В многих ранне-германских и скандинавских мифах присутствует водяной змей или дракон.

скандинавский драккар



* В алхимии дракон означает твердое мужское прокреативное начало. А яйца дракона-самки после ее оплодотворения жидкостью уже несут обоюдополую природу и означают равенство субстанций. Символы и образы драконов обильно используемые в мифах описывающих их появление в традиционно жидких средах (воде) возможно (подсознательно) и предназначались для десигната равенства субстанций. Твердое не может двигаться в жидкой среде не имея запаса огня, иначе оно сольется со средой жидкой субстанции. Корабль состоит из твердого вещества, он мужского рода. У воды женское начало + архетип хранения и стирания противоречий. У огня мужское. Дракон непременно огнедышащий или от него исходит жар. На кораблях, плавающих по морю, состав мужской, ибо он другой, с точки зрения алхимической материи. И если там будет женщина, будет и подсознательный страх «женщина на корабле — к несчастью» : корабль или не поплывет, или непременно потонет*

голова дракона, 9-10 век


Между тем, ситуация в Норвегии накалилась до предела. Летописи сообщают о последней капле, которая явилась катализатором — об истории с Олафом в которой была замешана женщина. Версия в сагах об этом такова, что именно это обстоятельство и послужило началом военных действий, а вовсе не противоречия сторон, которые можно было бы уладить…Некая дама по имени Сигрид жила в Швеции. Она была очень красивой, но, в то же время, своевольной и мстительной барышней, дочерью шведского ярла Скогула и вдова Эрика Победоносца. У нее были большие поместья и много людей. Она жила в укрепленном городе вместе с сыном, и многие — например, король Харальд, - искали ее руки. Когда он показался ей слишком настойчив, он и другой поклонник по имени Виссавальд неожиданно сгорели в большом зале после праздника. Это было знаком для другим женихов. Но все это не остановило Олафа, короля норвежского. Олаф также понравился Сигрид. И когда она была готова отдать ему руку и сердце, он потребовал, чтобы она обратилась в христианство. Сигрид решительно ответила: "Я ни за что не расстанусь с верой моих предков ." Упрямство Сигрид разозлило Олафа. Он не выдержал и наотмашь хлестнул ее перчаткой по лицу. Сигрид проглотила обиду, затем тихо сказала : «Это станет началом дня твоей смерти». Олаф уехал. Сигрид, желая отомстить Олафу за унижение, вышла замуж за его врага - датского короля Свена, и таким образом противнмиков у Олафа прибавилось…Но интрига, достойная пера Шекспира, не закончилась. У Свена была сестра по имени Тири, которую он хотел отдать за короля вендов Бурислава и, тем самым, еще больше укрепить альянс против Олафа. Но Тири сбежала в Норвегию. Хроники рассказывают, что там она встретила Олафа и у них сразу возникли друг к другу чувства. Олаф взял в жены Тири, сестру своего заклятого врага. И теперь две женщины, одна ненавидя своего бывшего жениха, а другая своего брата - всячески настраивали своих мужей на войну друг с другом. И наконец им это удалось.

Битва при Сволдере, сентябрь 1000-го года от Р.Х. , Балтийское море. Утро.

Битва, по злой иронии, случилась тогда, когда ее ничего не предвещало. Принципы «холодной войны» с демонстраций мускулов, бряцанием железом и нарочитым показом своей силы не новы. Они были и раньше. Так было и в тот сентябрьский день.

Олаф, король норвежский, проплывал в восточной Балтике. Он еще не знал, что у острова Сволдер его поджидает флотилия своих недругов, которые ждут повода для окончательного решения вопроса. Однако и они не знали каково количество кораблей и людей на них у Олафа. Вероятно, такие взаимные эскорты в духе холодной скандинавской войны случались и раньше. Хроники говорят, что флот Олафа насчитывал 71 корабль, но лично ему принадлежало только 11 кораблей, остальные 60 драккаров были ярла Сигвалди, его союзника. Неожиданно, как повествуется в саге, Сигвалди незадолго до приближения к острову Сволдер покидает Олафа — то ли он сделал это нарочно, т.к. знал что там стоит вражеский флот, то ли просто потому, что у него были какие-то другие планы и он подумал, что если он уйдет ( возможно, он так делал и раньше) то все обойдется. Но не обошлось.

После того, как Олаф подплыл к острову, он увидел флотилию. Если данные всех историков удивительно едины в одном — количество судов Олафа на момент подхода было 11, в то же время данные об объединенной флотилии его недругов разнятся — от 80 до 139. Но даже минимальная цифра из приведенных говорит о более чем неравном перевесе сил. Олаф плыл на флагмане под названием Длинный Змей, огромном (до 100 метров) корабле с бортами укрепленными железом. Один такой драккар, как говорят авторы, стоил десятка обычных кораблей, т.к. его нелегко было потопить или взять на абордаж. Шведско-датские силы возглавляли Свен, король датский и два шведских брата, ярлы Эрик и Свен Хаконарсоны. Увидев что силы Олафа малы, они приняли решение атаковать. Однако Олаф не верил, что будет атакован, так как уже проходил на Длинном Змее, вслед за которым шли другие суда, - прямо посередине строя из датских и шведских кораблей. И только когда они оказались у него за спиной, солдаты на корабле Олафа заметили оживление в стане врага — их корабли стали быстро приближаться с обеих сторон. Олаф понял замысел: они хотели атаковать Длинного Змея с кормы. Нужно было быстро принимать решение. У него была команда из сильных гребцов и был очень большой парус. Но. Неожиданно Олаф принял решение развернуть корабль и сражаться. «Мы норвежцы, - говорил он солдатам. - И лесным козлам не одолеть нас, ибо у датчан ровно столько же храбрости, сколько у лесных козлов. Мы не боимся их силы, потому что им никогда никогда не довелось унести победы с наших кораблей». Ровно так же он отозвался и о шведах, высмеяв их как язычников: « Скорее шведы вылижут свои жертвенные чаши перед нашим оружием, чем ступят на борт Длинного Змея и посмеют очистить его для себя. Нам не нужно бояться этих пожирателей конины». Это были слова для ободрения команды. Но все понимали, что на самом деле это будет последняя битва.



Первые в бой вступили лучники. Стрелы полетели градом. Однако урон от них был совсем не такой, какой обычно мог быть при наземном сражении. Нужна была прицельная стрельба. Олаф наконец понял замысел неприятеля и осознал что допустил просчет — вражеским судам удалось поджать и развернуть его суда вдоль волн и, поскольку на море было неспокойно, их качало из строны в сторону, воины не могли вести прицельную стрельбу, чтобы сделать это, нужно было сесть за весла и развернуть судно, но этому как раз мешала прицельная стрельба неприятеля, который находился в лучшей позиции…

Как уже было сказано луки, использованные скандинавами были далеко не первым, не вторым, и даже не третьим оружием в бое. И разумеется, лук у них никогда не считался большим символом воинской доблести т.к. хоронили все равно или с мечом или с секирой. Тем не менее, искусство лучника ценилось и уважалось.



Скандинавский лук — это прежде всего деревянный лук. Источники упоминают что в 11-13 веках были замечены композитные луки восточного образца, однако они не прижились, их было малое число и даже если бы использовались в бою, срок их применения был недолгим по причине описанной мной в предыдущей теме о луках — это связано с климатом. Для изготовления же деревянного лука в качестве материала использовались ясень, тис и клен. Дерево обрабатывали, гнули и натягивали тетиву — обычно из конского волоса или шелка. В качестве антисептика использовали животный жир или воск.

скандинавский лук, длина приблизительно от 90 до 140 см. Длина стрелы 60-70 см.



Археология также говорит о длинных наконечниках с зазубринами. Очевидно, шведы и норвежцы переняли их от лапландцев, которые довольно часто применяли наконечники такого типа для охоты + сами были искусными стрелками.

Настал кульминационной момент драмы…Вражеские суда подпирали Длинного Змея, стрелы летели с обеих сторон, и солдаты Олафа защищались как могли от перекрестного огня. На корабле Олафа был искусный стрелок Эйнар по прозвищу Брюхотряс. Во всей Норвегии не было метче стрелка. На неприятельском корабле Олаф увидел ярла Эрика, одного из своих главных недругов. Он тут же распорядился Эйнару прицелиться и сделать выстрел. Корабль сильно качало, однако Эйнару удалось прицельно и сильно выстрелить. Но Эрику повезло стрела попала выше головы в засела глубоко в штурвале. Когда Эрик стал спрашивать своих, кто так метко стреляет, следующая стрела выпущенная Эйнаром прошла между рукой и бедром и засела в скамейке на которой он сидел. У Эрика был свой меткий стрелок по имени Фин, саам по национальности. И когда Эйнар собрался сделать свой третий выстрел и натянул тетиву, секундами раньше в него выстелил Фин. Траектория, сила и полет стрелы были таковы, что она попала в перекрестье лука Эйнара и разломала его пополам! Всем на палубе был слышен треск. Этот выстрел стелы в лук был очень символичен. И это стрела была стрелой судьбы. И стрелой времени. И именно ей была поставлена жирная точка необратимости. В буквальном физическом смысле.

Нужно сказать, что конунг Олаф, и до и после принятия христианства оставался человеком весьма суеверным. Адам Бременский сообщает, что он верил в приметы, занимался магией и оккультизмом. В других средневековых хрониках он упоминается как король-маг, и то, что он, как король Артур, вернется в этот мир, но в другое время и в другом месте.

- Что это? - вскричал король. Что сломалось с таким треском?
- Норвегия, государь, она выпала из твоих рук, - горестно воскликнул Эйнар.
Можно только догадываться что чувствует склонный к мистицизму и вере в приметы человек после этих слов…

- Нет, не с таким треском. Возьми мой лук и стреляй!
Но когда Эйнар взял лук и натянул, оказалось что тетива на нем столь слаба, что наконечник стрелы при натяжении не доходит до древа лука.
- Слишком слаб, слишком слаб для могучего конунга, -растерянно сказал Эйнар.
И это было сущей правдой.



Между тем силы флота Олафа таяли под многократно превосходящим противником. Наконец остался только один флагман, на который уже забирались датчане и шведы. Видя, что ему не избежать позора плена, Олаф предпочел самоубийство — бросился в воду, и под тяжестью кольчуги утонул. Другие, менее достоверные источники, сообщают что Олаф остался жив, так как ему помогли ангелы, он проплыл на щите и его подобрал корабль вендов ( народность). Затем он отправился в Святую Землю…

Последствия противостояния, которые как под гравитацией некой черной дыры сжались на кончике острия стрелы, выпущенной в тот сентябрьский день, были непоправимы. Но если тот выстрел расколол лук надвое, то после поражения и смерти Олафа страна раскололась на три части. Вся долгая и упорная работа короля по объединению страны под флагом независимости и общей религии была разрушена. Мира на Скандинавском полуострове так и не наступило. Через некоторый промежуток относительного спокойствия, конфликт по переделу сфер влияния разгорелся с гораздо большим размахом и повлек кровопролитные битвы, жертвы которых несопоставимо превысили издержки тех потерь, которые положил Олаф по объединению страны.

Стрела времени


Bow that made history, V


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).