20.05
18:36

All That Folk, Sufi Music

Доброго дня всем любителям этнической музыки. Сегодня речь пойдет о восточной музыке. И не просто восточной, а о суфийской музыке.

Суфизм — тайное мистическое учение в исламе. Это удивительное явление. Возник он в VII веке. Сам смысл обязан своему происхождению слову sufi которое имеет троякое значение: «шерсти» или шерстяной одежды, которую носили ранние суфии, может иметь связь со словом «чистота» и еще одной морфемой - с греческим sophia (мудрость).



Троякость значения в дальнейшем легла на обширные метафорические трактовки положенные на стихи и песни. Тем не менее, «суфизм» более чаще оно понимает под собой значения «человека религиозного образования, кто стремится быть ближе к Всевышнему», мудреца который знает смысл вещей и предназначения себя в этом мире.

Исторически суфизм как учение в исламе имел противоречивое влияние и имел крайние формы оценки — от восхищения до полного неприятия. Государством, официальной гос. религией и её номинациями (суннитами и шиитами) суфизм более отторгался чем принимался и, напротив, народными массами, не слишком вдающимися в суть культовых разногласий, суфии и суфизм всегда расценивались как альтернатива власти и гос. религии.

В традиции суфизма огромную роль имело значение учителя, духовного наставника т.к. суфизм это более устная форма передачи знаний, восходящая к самым древним формам дидактики. Это роднит её с индусскими или греческими философами, древними каббалистами или средневековыми мистиками.

Знания суфия сакральны, персональны, им нельзя обучить в традиционном смысле слова. Скорее, это наука «умения чувствовать мир вокруг» руководствуясь заповедями Всевышнего. Это первое. Второе - соответствующий образ жизни способствующий погружению в тайные миры. Молитвы в суфизме также необычны, они напоминают и мантры буддистов и соцерцательные медитации католических монахов и византийских исихастов. Иногда они сопровождаются ритмическими действиями.

Хорошо известна ( так как это стало подобием брэнда в Турции так же как Шао Линь в Китае на который приезжают чтобы посмотреть) практика погружения с помощью танца. В Турции это так называемые «танцующие дервиши» - пожалуй единственные из исламских монашеских орденов исповедующих суфизм именно благодаря «брэндовости» и ухода в сферу фолк музыки так сказать для прикрытия, тк. суфизм в Турции на полу-легальном положении.





Во время танца монахи совершают вращение — строго слева направо ( число Фибоначчи, спирали, галактик и т.д.) во время которого впадают в транс. Это отчасти объясняет то, почему у них не возникает проблем с вестибулярным аппаратом. Число вращение или их скорость могут быть различны, однако всё же существует предел. Один дервиш, как рассказывают, делал до 800 вращений в течении 1 часа, при этом не испытывал серьезных недомоганий.



Итак, мы уже начали наше музыкальное путешествия. Первую останову мы сделали в Турции. Теперь переместимся в другую древнюю страну восточнее - Иран, который когда-то назвался "Персией".


Персия - родина великого суфийского поэта, философа и теолога Джелаладдина Руми ( 1207-1273).



Руми передавал основоположения суфизма в виде притч - он писал поучительные притчи подобно греческому баснописцу Эзопу лишь с той разницей, что у Эзопа басни имели иносказательный смысл, но поясняющий земный понятия, а притчи Руми — понятия абстрактные, метафизические, и имели скрытый смысл, который мог быть истолкован неверно непосвященными. Так, например в притче о пьянице «вино» может иметь смысл «вино божественной любви» в отличие от притчи традиционной…



Но речь у нас о музыке. И вот какое интересное наблюдение, дорогой читатель. Примерно с конца 80-х начинается всплеск так называемого «нового музыкального суфизма» - стиля эклектического, не-шаблонного фолкового и, думаю, именно поэтому набравшую огромную популярность не только в их родных странах, но и вообще в мире. Тон задают молодые музыканты и аранжировщики, применяющие электронные инструменты вкупе с народными. Так рождаются интересные проекты.

Один из них назывался Vas. Он существовал с 1996 по 2004 годы. В переводе с фарси « сocуд». На другом, кажется, одном из диалектов урду "сад" — еще и ключевое понятий теологии суфизма. Это и Сад Желаний и Сад Мудрости.



Проект Vas появился на свет прежде всего благодаря деятельности одной участницы по имени Aзам Али ( Azam Ali). Азам была иранской эмигранткой и училась в университете Лос-Анжелеса, где выступала в самодеятельной группе. После учебы она училась игре на сантуре (santur) – иранских цимбалах, удивительном инструменте сделанным из дерева грецкого ореха. Но как оказалось, это не было её главным увлечением. Азам исполняла песни на стихи Руми, а также сочиняла собственную музыку и тексты на фарси и английском, находясь под сильным влиянием поэзии суфиев. Исполняла весьма неплохо, иногда аккомпанирую себе на тамбурине или дафе - плоском иранском барабане.



Однажды иранку заметил музыкант-электронщик Грег Элисс ( Greg Ellis) учившийся в этом же университете и предложил аранжировки её музыки. Так был сделан Vas. Кстати, vas ( cосуд) в восточной эзотерике - символ души.



Композиция Samaya с альбома «In The Garden Of Souls» 2000-го года. Гипнотическая, нереальная музыка. Рекомендую слушать в наушниках.





«Через искусство, у нас есть возможность общаться друг с другом на гораздо более высоком уровне, но этот уровень общения может происходить, только если у художника есть очень честные и ясные намерения. Слушатели не простаки. На что-то меньшее, чем это полная отдача со стороны артиста они не согласны. Музыка же, в силу ее неосязаемости, является наиболее эзотерическим искусством - она в силах снести все умственные и чувственные барьеры. Если я решу, как певца, достичь этой центральной точки, то мне сначала нужно убедиться, что я пою о себе. В противном случае я просто пою мелодию, которая растворится как красивое облако, не оставит длительных впечатлений. У человеческого голоса огромный потенциал. Он служит не только для слов. Он имеет возможность сделать все прозрачным, благодаря способности для такой трансформации. Для меня это как абстрактная мечта, наделенная совершенным смыслом. Сон, от которого можно пробудиться и остаться с невероятно глубокими впечатлениями чего-то неописуемого» ​​- Азам Али

Композиция Spring Arrives ( Весна начинается) уже с сольного электронного альбома Азам под названием Elysium For The Brave ( Элизиум для храбрых) 2006-го года. «Весна» в суфийской аллегории - пробуждение духовных сил человека из мрака эгоизма и невежества.





Один из немногих видеоклипов Азам. Символический, немного загадочный. И очень красивый.


В 2005-году Азам Али в содружестве с ди-джеем Карменом Риццо и своим мужем — иранским музыкантом и продюсером Логой Рамином Торкианом создают Niyaz/Нияз – очень удачный музыкальный проект ещё более подчеркнувший музыкальные и лирические пристрастия Азам и ее коллег. Сами они характеризовали собственный проект как «современная мистическая музыка», смесь суфизма + электроники в стиле «транс». База текстов была расширена - помимо Руми вошли другие средневековые авторы: Обейд-и-Закани, Амир Хосров, Кермани и др.

До сего дня Niyaz выпустил 4 альбома. Все они достаточно неплохие.

Nahan, композиция с самого перового альбома 2005-го.





Одна из композиций из live-акустических вариантов, без электроники. Сакральная персидская музыка.


На мой субъективный мой взгляд: из альбома в альбом в Niyaz-е все более и более слышны «нотки» пакистанского суфизма. Мало того, что многие композиции звучат на урду, а музыка (как приведенная выше композиция) = смесь панджаби в ритм-секции и типичных пакистанских струнных гармоний — сама лирика очень иногда пенджабско-пакистанская. Аллегории, «вина», «сада», «опьянения любовью»… И не мудрено, друзья, потому что именно в Пакистане суфизм как учение наиболее силен. Поэтому следующее наше музыкальное путешествие туда.

Что же особенного в пакистанском «музыкальном суфизме». Дело в том, что именно в этой стране (и в северной Индии) возник особый вид распевов, который стал популярен у многих слушателей сначала на Востоке, а затем во всём мире. Распевы называются qawwali (каввали). История их возникновения уходит вглубь веков и насчитывает ок. 800 лет. Изначально каввали были задуманы как род медитативной музыки, и всё это время продолжают оставаться таковыми не уходя в сферу секулярного, развлекательного искусства = т.е. исполнителем каввали может быть только духовный человек, т.к. передать с помощью музыки и пения высокие духовные стихи и притчи может не каждый, ибо слушатель сразу поймет кто делает это искренне, а кто нет. Каввали ещё уникальны тем, что это и медитация и проповедь и пение.

Хорошее каввали всегда, как говорят мусульмане, это «калам Всевышнему». Калам в исламе — истолкование основанное на логике, разуме, а не на заключениях авторитетов. Калам — это твое понимание, твой опыт. В этом плане у калама много общего с западной традицией феноменологии, уходящий корнями в далёкое прошлое. Изучая что-то и понимая это путем проб и ошибок, ты как бы сам создаешь мир, а заодно и себя в нём. Упор суфиев на «калам» и мистический созерцательный опыт часто вызывал отторжение официальной государственной религии, которая видела в суфизме источник угрозы себе и существующему строю. Ибо роль культа, многочисленных регламентаций основанных на традициях сводится к минимуму. Вот почему суфизм в этом плане «другой ислам». При это говорящий не об утверждении чего-то силой, властью или жестким распорядком, а напротив - говорящий о всеобщей любви.

Как происходит исполнение. Если речь об ансамбле, музыканты садятся на пол в два ряда. Первый ряд певцы, или - если певец один, то по бокам от него обычно музыканты с барабанами или индийской гармоникой. Весь второй ряд — это бэк-вокал и несколько человек со струнными. Хотя часто порядок может меняться, но то, что основное пение исходит из первого ряда — неизменно и вполне логично: зрителям нужно видеть кто поёт.

Как средство усвоения с помощь «музыкальной медитации» относительно сути подачи материала способ «каввали» гениален. Оторвавшись от духовно-просветительной цели этой музыки, оперируя сухим языков психологических терминов, могу лишь только подтвердить: психологически, просто идеальная форма усвоения… В самом деле. Всё кажется очень продуманно. Вначале идет достаточно долгий и неспешный музыкальный проигрыш, как бы настраивая слушателя на медитативный лад (тему). Затем начинается пение. Пение так же вначале неспешное, как бы заставляющая настроиться на то, о чем будет речь. Затем амплитуда голоса увеличивается, певец поет все громче сопровождая, как бы акцентируя слова песни жестами идущими в (!) диссонанс (очень сильный ход) с быстрыми проигрышами между текстами на гаромонике = превосходный тэг-якорь основанный на контрасте…Думаю, если бы лекции студентам подавались в форме "каввали" ( именно с акцентом на ключевых понятиях многократно повторяемых бэк-вокалистами и закрепленными «якорями» в виде аудио-визуальных маркеров — ритмики и струнных тюнов + хлопками в ладоши - что повторяешь и ты , ибо это глубоко западает в соответвующий отдел полушария отвечающего за «медленную память»- успеваемость была бы лучше. Шучу, конечно.

Цель каввали - добиться полного «энергетического» единения со слушателями, проникновения слов в их сердца когда сами слушатели начинают петь или танцевать — это значит что каввали удался, и это «калам». Хорошее каввали это и проповедь, и медитиция, и музыка, и пение, и духовное единение певца и слушателя. А идеальное каввали это достижение «ваджда», духовного транса.

Среди множества музыкантов играющих каввали, нужно отметить общепризнанного лидера благодаря которому каввали как жанр стал известен на Западе — Нусрата Фатеха Али Хана. В 90-х мир узнал что существует это чудесная индо-пакистанская музыка и эффект от этого был ровно такой же как от «рэгги» Боба Марли в 70-х. В 90-х Али Хан сделал фурор в США где был на вершине Биллборда и завоевал множество наград. Это действительно очень талантливый музыкант. Отрывок с концерта 1993-года



Но, поскольку мой блог субъективный, при том о суфизме, метод которого предполагает отвержение слепого следования за авторитетами, то расскажу о моих предпочтениях в каввали. Это два музыканта.

Имя первого Азиз Миан ( Aziz Mian) - личность удивительная. Поэт, учёный-философ, богослов, писатель. И, конечно же, исполнитель каввали. Пакистанец, он родился в столице Индии. А умер в Иране. За 58 лет жизни он создал множество песен. Так же как стихов и эссе, большая часть которых, увы, так и не переведена на известные языки…

Азиз Миан пожалуй один из немногих каввалистов, кто вызывают крайние оценки. Одних, вроде меня, он восхищает. Других он раздражает. Все из-за особого стиля исполнения. Азиз, пожалуй, единственный из исполнителей каввали так неистово доносящий свои мысли. От распевок Миана исходит просто огромная энергия. Даже не зная слов это ощущаешь, что же можно сказать о тех, кто понимают о чём речь… У меня не так много песен Миана — может быть наберется 12-15, и не слишком хорошего качества записи. Поначалу мне они казались непривычны, немного экстравагантны, но постепенно я полюбил их настолько, что слушаю их регулярно.



Поэзия Миана очень глубока и состоит из аллегорий. «Вино», «возлюбленная», «Путь», «Сад». Перевод с урду и панджаби лишь наполовину может передать её смысл.

Не спеши, я опять к твоему вопросу.
Смотри, настал Судный день, так зачем же спешить. И куда?
Налей немного вина. Я постепенно заплачу тебе по всем счетам…


Aзиз Миан

Другой человек о котором пойдет речь уже при жизни стал легендой. Его зовут Cаен Захур (Saeen Zahoor). Суфий, мудрец, дервиш, аскет, мистик. И Певец, с большой буквы.





Саен родился в Пенджабе в очень бедной семье. О его детстве и юности мало известно. Известно, что мальчишкой он скитался пока не пришел в один из храмов где познакомился со своим наставником, Раунка Али, который ввел его в мир каввали. Саен изучал суфизм и одновремено совершенствовался как певец. В 1989-м он впервые исполнил немсколько песен публично в Пакистане на каком-то мероприятии как часть культурной программы, с тех пор обрёл славу. Что подкупает в пении Саена Закура? В первую очередь, это искренность со слушателем. Необыкновенно сильный голос. Простые и, в то же время, глубокие тексты. В личности - образ жизни: отказ от роскоши, богатства. Концерты для бедных. В 2006 году Саен Захур обрёл мировую славу: он был удостоен престижной престижной номинации «ВВС World Music» как «best voice of the year 2006», лучший голос 2006-го. К 2010-му, благодаря концертам от Японии до Ирландии, его теперь знали очень многие. Но слава никак его не изменила. Он оставался своим принципам - удивительно скромный и добрый человек, который как истинный суфий равнодушен к славе и деньгам. А внешне - так 1000 лет назад и выглядели древние дервиши.



Пусть вас не смущает обилие перстней на пальцах, и ожерелье из камней. Много ли мы с нашими знаниями и технологиями знаем о свойствах камней. Не очень. Для индуса камни связаны с «чакрами». Для суфия камни - не украшение, как раз больше чем украшение - они, скорее, не украшения-диэлектрики, а сакральные «полу-проводники» помогающие раскрыть духовный потенциал. Инструмент в руках Сайена также очень древнего, чуть ли не 2000-летнего происхождения, это «эктара» - индийская однострунная «пастушья» лютня.



Пенджаб — проблемный район, источник постоянных конфликтов и распрей на религиозной и национальной почве между индусами и пакистанцами вот уже сотню лет. Сайен Закур - та личность, которая имеет колоссальный авторитет по обе стороны «баррикад».

Мой рассказ рассказ о суфийской музыке перевалил экватор. Теперь, не покидая региона, переместимся несколько севернее, в Карачи, столицу Пакистана. Точнее в одну из его студий, где в 2009-м был записан интересный проект с участием как и обычных музыкантов, так и тех кто исполняет суфийскую музыку.

Речь пойдет о телепроекте Coke Studio, вызвавшему, как потом оказалось, колоссальный интерес во всем мире. О другой строне проекта, который оказался даже выше чем его музыкальная сторона я скажу в самом конце.

Итак, чем же интересен этот проект. Во-первых, это профессионализм высокой пробы от аранжировок до звукорежиссуры. Во-вторых концепция синтеза, стыка стилей и направлений. Получилось очень оригинально и красиво. Бывают неудачные проекты, когда красивая этническая музыка бывает построена под поп, рок, клубную, танцевальную и т.д. - причем очень грубо, и тогда это вызывает очень печальные мысли, так как ты видишь что тем самым происходит профанация идеи «фолка». Здесь, в проекте Coke Studio, всё сделано с огромным тактом и почтением, и выверено почти что с аптекарской точностью - на мой придирчивый слух, я не заметил никаких переборов. Посмотрите и послушайте сами.

С чего же начать. Начнем с ребят которых любят и в Индии, и в Пакистане. И даже за их пределами. Удивительно тёплое, искренее исполнение. Настоящая народная музыка.



Очень приятная, с доброй энергетикой композиция. Группа пакистанских музыкантов поют на панджаби и с панджаби-аранжировкой все о том же — любви, добре, свете… Часто в суфийской лирике можно встреть очень много фраз со словом «Pir» ( именно так, с большой буквы, хотя имя неодушевленное и не личное.) Речь о Пути, т.к pir — это «путь». Под словом «путь» в суфизме понимается и «жизненный путь» и «судьба» и «Провидение».


Прекрасно исполненное и не менее красиво аранжированное каввали в исполнении Фарида Аяза и Абу Мохаммада. В песне речь девушки, ожидающей возлюбленного, аллегория человека оставленного и одинокого, оплакивающего свою судьбу.



Потрясающая, совершенно чудовищной психоделики вещь на панджаби с суфийской лирикой в исполнении Мееша Шафи ( Meesha Shafi) в замечательной трип-хоповой аранжировке, которая мне немного напомнила «What Your Soul Sings» Massive Attack. Слушать рекомендуется в наушниках. Обязательно дослушайте до конца. Это какое-то другое измерение.



Удивительно красивый пенджабский распев в исполнении Атифа Аслама. Так же рекомендую это лучше послушать в наушниках. Чуть-чуть напоминает «Speak To Me» Pink Floyd c альбома Dark Side OF The Moon. С поправкой на "этнику", конечно.



Manzil-el-Sufi, психоделическое пение в исполнении Санам Марви. Превосходны и исполнение, и аранжировка.



Ну что же, вот и закончилась музыкальное путешествие. Надеюсь оно было интересным.

В заключении, о том, что я имел в виду когда говорил что у проекта Сoke Studio, помимо чисто музыкального эффекта, появился другой, неожиданный, который стал гораздо более важен.

Этот эффект - огромная волна добрых откликов, писем от людей из Пенджаба, Индии, Пакистана, Ирана, Европы, Азии, Америки со словами огромной благодарности. От людей разных рас, религий, вероисповеданий. Такая музыка раздвигает границы, не отчуждает, а соединяет людей. Язык о братстве людей, любви Создателя, так разнится с языком духа разделения и вражды… В Пакистане исполнителей каввали приговорил к смерти талибан. На Ближнем Востоке — салафиты ( вакхабиты). В мусульманских странах их не жалуют многие важные деятели офиц. религии, куда, увы, проникала коррупция и политические уклоны. В Индии и Пакистане их ненавидят ярые националисты с обеих сторон, ибо исполнители говорят о примирении. И как нигде - в Пенджабе, болевой точке обеих стран… И тем более эффект был совершенно ошеломительный когда хотя бы на время прекратилась вражда, и люди поняли, что то нет, не они сами, а другие… личности отвратительные, стоящие за ширмой и дергающие за нитки, кидают кости раздора между расами и религиями, затем продают оружие и потирают руки — им это надо, а не людям кто слушает такую музыку и проникается её смыслом…

И если такое происходит, если люди благодаря музыке говорящей им совсем о другом - прозревают и меняются, значит Бог действительно есть.

До новых встреч.



All That Folk, Sufi Music


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).