26.10
14:34
About Obsessive Melodies
Почему некоторые мелодии застревают у нас в голове?
Музыка имеет свойство застревать у нас в головах. Каждому знакомо состояние, когда назойливый мотив вторгается в наши мысли, крутясь снова и снова, зацикливаясь в бесконечную петлю.
Недавно такое случилось и со мной. Будучи научным корреспондентом, я задался целью установить, почему это происходит.
Несколько недель назад, воскресным утром безо всякой видимой причины в моей голове всплыли три слова: Funky Cold Medina.
Так называется песня рэппера Тоуна Лока. Мне сказали, что песня была хитом в 90-е годы, но я ни разу не слышал ее вплоть до предыдущего вечера, когда мой друг спел ее в караоке-баре.
Строчки этой песни крутились у меня в голове. Я слышал, как мой друг исполняет ее снова, снова, снова и снова.
Она не отцеплялась от меня весь тот день и половину следующего. В конце концов, мелодия покинула мой мозг, но остался навязчивый вопрос: почему вообще песни застревают у нас в головах?
Навязчивые мелодии индивидуальны
"Я не могла поверить, как мало внимания уделяли этому феномену ученые", – говорит доктор Вики Уильямсон, музыкальный психолог, начавшая изучать этот вопрос несколько лет назад.
Доктор Уильямсон, изучающая механизмы работы нашей памяти в Колледже Голдсмита в Лондоне, говорит, что ученые используют целый спектр терминов для описания этого явления: "синдром застрявшей песни", "прилипчивая музыка", "когнитивная чесотка" или, наиболее распространенный, – "ушной червь" (англ. earworms). Нередко этот термин истолковывают превратно, хотя он не имеет ни малейшего отношения к миру паразитов.
Уильямсон в сотрудничестве с ведущим утреннего шоу на музыкальной радиостанции Би-би-си 6 Music Шоном Кивни провела опрос слушателей на тему, с какими "ушными червями" те просыпаются.
Помимо этого, она собирала рассказы из личной жизни на своем сайте.
На основе этих данных было сделано несколько удивительных открытий. "Когда в моей базе данных набралась тысяча навязчивых песен, оказалось, что среди них было лишь около пяти штук таких, которые упоминались чаще одного раза – настолько разнородными оказались отклики. Этот феномен очень индивидуален", – говорит исследователь.
Сейчас у доктора Уильямсон имеются описания более 2500 примеров "ушных червей", и индивидуальный характер явления сохраняется, хотя бывают исключения, когда на экраны выходит популярный фильм или телешоу. "Внезапно возникает пять или шесть человек, которые приводят одну и ту же песню из нового фильма, просто потому, что они его только что посмотрели", – объясняет исследователь.
Она перечислила несколько условий, которые становятся причиной того, что мелодия застревает в голове.
Ноты
Музыка помогла эволюции человека
"Во-первых, человек должен был услышать эту песню недавно", – говорит Вики Уильямсон. Ничего удивительного. Это объясняет, почему у меня в голове стала играть Funky Cold Medina.
Второе неудивительное открытие состоит в том, что если вы слышите песню несколько раз, то шансы на то, что она прилипнет к вам, повышаются.
Однако время от времени у нас в голове возникают мелодии, которые мы не слышали уже очень давно. В этом случае, нашу память запускает что-то в нашем текущем окружении.
Уильямсон сама недавно испытала нечто подобное, когда заметила в собственном кабинете старую коробку из-под обуви.
"Это была коробка из магазина Faith. И тут я стала распевать песню Джорджа Майкла с тем же названием ", – рассказывает она.
Другим спусковым механизмом в таких ситуациях является стресс. Уильямсон приводит в пример женщину, которая не может избавиться от звучащей в ее голове песни группы Bananarama, которую она слышала в возрасте 16 лет, когда сдавала школьные экзамены.
Всякий раз, когда она попадает в стрессовую ситуацию, в ее сознании всплывает эта песня.
Причина в эволюции?
Уильямсон говорит, что все это вероятно является элементом феномена "непроизвольной памяти", согласно этой концепции происходящие в течение дня события вызывают в мозгу ассоциации с прошлым без сознательного усилия со стороны человека.
Явление прилипчивой мелодии может быть связано с историей эволюции человека, полагает Дэниэл Левитин из Университета МакГилл в Монреале.
Он отмечает, что современные люди живут на планете около 200 тысяч лет, тогда как письменность появилась примерно пять тысяч лет назад. В течение тысячелетий люди запоминали нужные им сведения, перекладывая их на музыку – таковы истоки поэзии, опиравшейся на устную традицию.
Сочетание ритма, рифмы и мелодии запоминается гораздо лучше, чем отдельные слова. Во многих обществах, где устное творчество по-прежнему играет важную роль, люди хорошо запоминают слова длинных песен и поэм, но сталкиваются с трудностями при восприятии и запоминании текстов.
Вики Уильямсон говорит, что пытается найти "лекарство" от навязчивых мелодий.
"Просто подумайте о другой песенке, и возможно, она вытеснит первую", – говорит по этому поводу доктор Левитин.
BBC © 7/03/2012, Риту Чаттерджи
+ NB: как было отмечено выше, основополагающам фактором в закреплении навязчивой музыкальной информации на 50% является
а. цикличность ( мнократный повтор музыкальных фраз)
b. ритм
c. гармоническая состаляющая + лад.
на 50% подсознательная привязка к событию значимому для человека - плохому или хорошему.
Нагляднее всего всего это видно в оранизации шоппинга в моллах и супермаркетах на уровне НЛП: мелодия должна быть цикличной, хорошо запоминаться, иметь положительный модус настроения = играть роль аудиосопровождения товара наряду с визуальным - расположением на лотке, цветом + интерьером. Цель: через мелодию вызвать у покупателя положительные ассоциации в момент покупки. Таким образом, уже время спустя, когда человек просто будет слышать мелодию вне торгового места, аудиоряд может вызвать вомпоминание о месте и времени покупки.
То же самое связано с телевизионной рекламой. Музыка в телевизионной рекламе - это классический симулякр музыкального произведения, когда само произведение "генно модифицируется": из ядра/основы вынимается клетка ( привев/каданс) и имплантируется в совершенно иной смысл, который несет видеоряд. Например, известный ролик где мелодия "Let My People Go" Рэя Чарльза (религиозная) была привязана к коммерческой - рекламе Альфа-Банка = полностью меняет смыслы: в песне поется о сюжете из Библии, речи Моисея к фараону с просьбой отпустить евреев из Египта, - смысл/тэг исхода, свободы от материального. Египет - аллегория материального рабства, приоритет денег над свободой. Смысл "банка" как раз в обратном, в привязке к материальным ценностям. Поэтому возникает ощущение абсурда.
Мелодию с неопределенным/не ярко выраженным ритмом "нецикличную" вроде симфонической музыки также можно привязать к иному визуальному смыслу - как и сделать ее навязчивой - однако, в силу своей структуры, сделать это будет непросто. Кроме того, электромагитные волны ( а звук - это электромагнитные волны) производимые смычковыми или духовыми отличаются по как по амплитудно-частнотной характеристике, так и по тембральный окраске от синтетического звука и звука электронных инструментов.
Животные не способны понимать музыкальные смыслы, однако они способны улавливать тембрально-гармонические фразы в "фоновом" виде. Например, было замечено, что Моцарт или Гайдн исполняемый в симфоническом варианте (например, звучащий на многих фермах) вырабатывает у животных положительные эмоции, но те же самые произведения - смикшированные и синтезированные в электронно-ритмические - не вызывают никаких эмоций или вызывают отрицательные.
Механизм "навязчивых мелодий" может быть не обязательно привязан к положительному опыту. Но и к отрицательному тоже, связанному со стрессом, волнениями, переживаниями и горем. Например, послевоенные психиатры часто констатировали, что бывшие узники концентационных лагерей жаловались на волнения и невроз при звуках той или иной грамофонной мелодии. Как оказывалсь, эта мелодия звучала на жел.-дорожных станциях в момент их прибытия в концлагерь. Или в современности известны случаи описанные женщинами - жертвами изнасилований, когда сам акт насилия сопровождался определенной мелодией из динамиков.
10 самых назязчивых мелодий россиян, 2000-2012 гг.
( из разных источников). Среди них - не одного классического произведения. По этому, также, можно судить о культуре и пристрастиях россиян, как и культуре и пристастиях масс-медиа.
10. Benny Вenassy "Satisfaction"
9. Катя Лель "Джага Джага"
8. Олег Газманов "Мои мысли"
7. На-на "Фаина"
6. Queen "We will rock you"
5. Мodern Talking "You're my heart"
4. Михаил Круг "Владимирский централ"
3. Сява "Отдыхаем хорошо"
2. Тото Сutugno "Italiano Vero"
1. Айдамир Мугу "Черные глаза"
Музыка имеет свойство застревать у нас в головах. Каждому знакомо состояние, когда назойливый мотив вторгается в наши мысли, крутясь снова и снова, зацикливаясь в бесконечную петлю.
Недавно такое случилось и со мной. Будучи научным корреспондентом, я задался целью установить, почему это происходит.
Несколько недель назад, воскресным утром безо всякой видимой причины в моей голове всплыли три слова: Funky Cold Medina.
Так называется песня рэппера Тоуна Лока. Мне сказали, что песня была хитом в 90-е годы, но я ни разу не слышал ее вплоть до предыдущего вечера, когда мой друг спел ее в караоке-баре.
Строчки этой песни крутились у меня в голове. Я слышал, как мой друг исполняет ее снова, снова, снова и снова.
Она не отцеплялась от меня весь тот день и половину следующего. В конце концов, мелодия покинула мой мозг, но остался навязчивый вопрос: почему вообще песни застревают у нас в головах?
Навязчивые мелодии индивидуальны
"Я не могла поверить, как мало внимания уделяли этому феномену ученые", – говорит доктор Вики Уильямсон, музыкальный психолог, начавшая изучать этот вопрос несколько лет назад.
Доктор Уильямсон, изучающая механизмы работы нашей памяти в Колледже Голдсмита в Лондоне, говорит, что ученые используют целый спектр терминов для описания этого явления: "синдром застрявшей песни", "прилипчивая музыка", "когнитивная чесотка" или, наиболее распространенный, – "ушной червь" (англ. earworms). Нередко этот термин истолковывают превратно, хотя он не имеет ни малейшего отношения к миру паразитов.
Уильямсон в сотрудничестве с ведущим утреннего шоу на музыкальной радиостанции Би-би-си 6 Music Шоном Кивни провела опрос слушателей на тему, с какими "ушными червями" те просыпаются.
Помимо этого, она собирала рассказы из личной жизни на своем сайте.
На основе этих данных было сделано несколько удивительных открытий. "Когда в моей базе данных набралась тысяча навязчивых песен, оказалось, что среди них было лишь около пяти штук таких, которые упоминались чаще одного раза – настолько разнородными оказались отклики. Этот феномен очень индивидуален", – говорит исследователь.
Сейчас у доктора Уильямсон имеются описания более 2500 примеров "ушных червей", и индивидуальный характер явления сохраняется, хотя бывают исключения, когда на экраны выходит популярный фильм или телешоу. "Внезапно возникает пять или шесть человек, которые приводят одну и ту же песню из нового фильма, просто потому, что они его только что посмотрели", – объясняет исследователь.
Она перечислила несколько условий, которые становятся причиной того, что мелодия застревает в голове.
Ноты
Музыка помогла эволюции человека
"Во-первых, человек должен был услышать эту песню недавно", – говорит Вики Уильямсон. Ничего удивительного. Это объясняет, почему у меня в голове стала играть Funky Cold Medina.
Второе неудивительное открытие состоит в том, что если вы слышите песню несколько раз, то шансы на то, что она прилипнет к вам, повышаются.
Однако время от времени у нас в голове возникают мелодии, которые мы не слышали уже очень давно. В этом случае, нашу память запускает что-то в нашем текущем окружении.
Уильямсон сама недавно испытала нечто подобное, когда заметила в собственном кабинете старую коробку из-под обуви.
"Это была коробка из магазина Faith. И тут я стала распевать песню Джорджа Майкла с тем же названием ", – рассказывает она.
Другим спусковым механизмом в таких ситуациях является стресс. Уильямсон приводит в пример женщину, которая не может избавиться от звучащей в ее голове песни группы Bananarama, которую она слышала в возрасте 16 лет, когда сдавала школьные экзамены.
Всякий раз, когда она попадает в стрессовую ситуацию, в ее сознании всплывает эта песня.
Причина в эволюции?
Уильямсон говорит, что все это вероятно является элементом феномена "непроизвольной памяти", согласно этой концепции происходящие в течение дня события вызывают в мозгу ассоциации с прошлым без сознательного усилия со стороны человека.
Явление прилипчивой мелодии может быть связано с историей эволюции человека, полагает Дэниэл Левитин из Университета МакГилл в Монреале.
Он отмечает, что современные люди живут на планете около 200 тысяч лет, тогда как письменность появилась примерно пять тысяч лет назад. В течение тысячелетий люди запоминали нужные им сведения, перекладывая их на музыку – таковы истоки поэзии, опиравшейся на устную традицию.
Сочетание ритма, рифмы и мелодии запоминается гораздо лучше, чем отдельные слова. Во многих обществах, где устное творчество по-прежнему играет важную роль, люди хорошо запоминают слова длинных песен и поэм, но сталкиваются с трудностями при восприятии и запоминании текстов.
Вики Уильямсон говорит, что пытается найти "лекарство" от навязчивых мелодий.
"Просто подумайте о другой песенке, и возможно, она вытеснит первую", – говорит по этому поводу доктор Левитин.
BBC © 7/03/2012, Риту Чаттерджи
+ NB: как было отмечено выше, основополагающам фактором в закреплении навязчивой музыкальной информации на 50% является
а. цикличность ( мнократный повтор музыкальных фраз)
b. ритм
c. гармоническая состаляющая + лад.
на 50% подсознательная привязка к событию значимому для человека - плохому или хорошему.
Нагляднее всего всего это видно в оранизации шоппинга в моллах и супермаркетах на уровне НЛП: мелодия должна быть цикличной, хорошо запоминаться, иметь положительный модус настроения = играть роль аудиосопровождения товара наряду с визуальным - расположением на лотке, цветом + интерьером. Цель: через мелодию вызвать у покупателя положительные ассоциации в момент покупки. Таким образом, уже время спустя, когда человек просто будет слышать мелодию вне торгового места, аудиоряд может вызвать вомпоминание о месте и времени покупки.
То же самое связано с телевизионной рекламой. Музыка в телевизионной рекламе - это классический симулякр музыкального произведения, когда само произведение "генно модифицируется": из ядра/основы вынимается клетка ( привев/каданс) и имплантируется в совершенно иной смысл, который несет видеоряд. Например, известный ролик где мелодия "Let My People Go" Рэя Чарльза (религиозная) была привязана к коммерческой - рекламе Альфа-Банка = полностью меняет смыслы: в песне поется о сюжете из Библии, речи Моисея к фараону с просьбой отпустить евреев из Египта, - смысл/тэг исхода, свободы от материального. Египет - аллегория материального рабства, приоритет денег над свободой. Смысл "банка" как раз в обратном, в привязке к материальным ценностям. Поэтому возникает ощущение абсурда.
Мелодию с неопределенным/не ярко выраженным ритмом "нецикличную" вроде симфонической музыки также можно привязать к иному визуальному смыслу - как и сделать ее навязчивой - однако, в силу своей структуры, сделать это будет непросто. Кроме того, электромагитные волны ( а звук - это электромагнитные волны) производимые смычковыми или духовыми отличаются по как по амплитудно-частнотной характеристике, так и по тембральный окраске от синтетического звука и звука электронных инструментов.
Животные не способны понимать музыкальные смыслы, однако они способны улавливать тембрально-гармонические фразы в "фоновом" виде. Например, было замечено, что Моцарт или Гайдн исполняемый в симфоническом варианте (например, звучащий на многих фермах) вырабатывает у животных положительные эмоции, но те же самые произведения - смикшированные и синтезированные в электронно-ритмические - не вызывают никаких эмоций или вызывают отрицательные.
Механизм "навязчивых мелодий" может быть не обязательно привязан к положительному опыту. Но и к отрицательному тоже, связанному со стрессом, волнениями, переживаниями и горем. Например, послевоенные психиатры часто констатировали, что бывшие узники концентационных лагерей жаловались на волнения и невроз при звуках той или иной грамофонной мелодии. Как оказывалсь, эта мелодия звучала на жел.-дорожных станциях в момент их прибытия в концлагерь. Или в современности известны случаи описанные женщинами - жертвами изнасилований, когда сам акт насилия сопровождался определенной мелодией из динамиков.
10 самых назязчивых мелодий россиян, 2000-2012 гг.
( из разных источников). Среди них - не одного классического произведения. По этому, также, можно судить о культуре и пристрастиях россиян, как и культуре и пристастиях масс-медиа.
10. Benny Вenassy "Satisfaction"
9. Катя Лель "Джага Джага"
8. Олег Газманов "Мои мысли"
7. На-на "Фаина"
6. Queen "We will rock you"
5. Мodern Talking "You're my heart"
4. Михаил Круг "Владимирский централ"
3. Сява "Отдыхаем хорошо"
2. Тото Сutugno "Italiano Vero"
1. Айдамир Мугу "Черные глаза"