15.06
23:31

Iran

Живёт в Мюнхене один приятный человек с точно таким же именем как ник у автора этого блога. Неделю назад занесло его на конференцию в Москву.

Баварцы - неправильные немцы с точки зрения швабов, гессенцев и прочей «немчуры» - сепаратисты, деревенщина… или вообще эпитеты которыми хором одаривали не так давно болельщики «Боруссии» своих визави по финалу на Трафальгарской площади ( но в результате, проиграли). Или напротив, как раз они-то самые правильные, архетипичные со времён германского язычества - искренние, радушные, консервативные и немножко упрямые — так разительно с остальной Германией. В общем, мнения на вкус каждого. Баварцы чем-то напомнили шотландцев в контексте их отношений с англичанами. Ровно та же опера.

Мой отец когда впервые приехал в Баварию и Тироль ( а было это в далеком 68-м) был совершенно ими покорен. Красоты природы одно. Но было и другое. В смысле не «свой-чужой», ибо он оставался советским человеком — нет, именно культурой, духом этой земли и людьми. Хотя многое из жизни моего отца было как раз связано с Восточной Германией — а там другие люди, другая культура и менталитет. Помню из детства, он всегда болел за «Баварию». Баккенбауэр, Мюллер… И даже в 1975-м когда был Суперкубок и блистало «Динамо» Киев, он тоже болел за «Баварию».

"Иоганн" (так уж укоренилось у русских для немцев, ибо "Йоханн" более скандинавский вариант) - типичный баварец со всеми теми национальными достоинствами/недостатками присущими этому этносу. По профессии врач, доктор наук и преподаватель вуза. Мой рассказ однако, пойдет не о его работе, проектах, а о его жизни. Личной жизни, связанной с его супругой, иранкой по имени Фаррин — удивительной красоты и обаяния женщины с которой он меня познакомил. Вобщем, речь, любезный читатель, пойдет об Иране…

Я никогда не был в Иране. И не планировал. Однако, после его рассказа очень захотелось посетить эту страну. Страну с древнейшей культурой, где есть что посмотреть. Тем не менее, судьба сталкивала меня пару раз с иранцами вне моей и их родины. Признаюсь, ощущения они произвели на меня ровно так же как в свое время гречанки и греки — то бишь, с преизрядной долей сексизма: женскими греческими особями я был совершенно очарован, а вот мужскими разочарован. С иранками тоже самое. А вот с иранцами не совсем. Иранцы, то есть мужской пол — нет, они не плуты через одного как греки, но довольно странные. Себе на уме, что ли. При этом очень прямые до фанатизма — что выделяет их из плеяды восточного лукавства среди арабов или индо-пакистанцев, и совершенно не-дипломаты — никогда не играют на 2 фронта за что слывут вздорными упрямцами у одних и, наоборот, верными идее фанатиками у других. Хотя бы в той же Лиги Арабских Государств. У меня сложилось впечатление, что все иранцы «долго запрягают» - удивительно недоверчивы по природе, долго приглядываются, раздумывают. Зато «бысто едут»: уж если иранец друг, то друг на всю жизнь, или если враг - то враг на всю жизнь. Имхо, это нация крайностей. Хотя и это субъективно. Как и всё что будет написано ниже.

Фаррин - вторая жена Иоганна, который на момент их знакомства был уже 2 года разведен и имел сына от первой жены в Германии. Дело было в 2003-м. Она была младше его на 11 лет ( ему тогда было 43), ей соответственно 32. Иоганн встретился с ней приехав читать лекции по медицине в Тегеран по международному обмену. Подробности их встречи (и романа) мне неизвестны. Знаю лишь с его слов, что Фаррин была вдовой (муж работал горным инженером и погиб при взрывных работах в карьере) , а она работала в библиотеке местного вуза. У них с мужем было двое детей, обе девочки… Случилось, что Амур пронзил баварца ни в Германии или какой-то другой стране Европы или Америки, где ему доводилось побывать, а именно в Иране, в стране с иной «кодировкой» - и наверное одному ему, купидону, известно почему…Когда их отношения стали взаимны и другие это увидели, то сложилась двоякая ситуация. И косые, осуждающие (большинство), и поощрительно-завистливые взгляды — подруг, родни, сослуживцев и прочих - меньшинство. Иран в нынешнем его виде - это суровый ислам, предубеждения к «неверным» с Запада. Отношения с иностранцами не приветствуются, хотя и не запрещаются законодательно. Но немец был влюблен, настроен серьезно и предложил замужество. Которое в результате и состоялось… Теперь все они живут в Германии включая 2-х дочерей Фаррин, и 2-х её братьев которым Иоганн сделал визы. Живут неплохо. Иногда его супруга скучает по родине и - когда одна, когда они в месте - уезжает навестить родителей.

Из его рассказа по мере того как он говорил, я нашел очень много параллелей нынешнего Ирана с СССР. Не в плане идеологии — она, разумеется, кардинально, противоположная. А в плане состояния умов людей. Плюс квази-идея «чучхе», отразившаяся на менталитете + иранского железного занавеса — не такого, как оказалось, сплошного, с большими «проплешинами»… но всё с достаточным количеством идеологического железа. «Как это всё похоже!» - подумал я.

С его слов, жизнь в Иране для иностранца это, скорее, когнитивный диссонанс, чем вызов. Я же подумал вот почему. Так же как в СССР в 70-80-х иностранцы приезжали сюда уже зомбированные местными медиа как в страну водки, медведей и коммунистов в меховых шапках. Однако, вскоре большая часть этого рассеивалась как дым, и для живущего в «этой стране» был виден просто иной «код» поверх разницы с Западом в стиле жизни или культур. Этот «код» видимый изнутри, а не со стороны, был не хорош или не плох с точки зрения оценочной - абсолютного зла или добра (так как последнее видится именно со стороны и сторонним наблюдателем), а именно как «иной». Так же как «исламский код» для иностранца живущего в исламизированной стране. Он уже не кажется вызывающим, плохим по строннему «умолчанию», он - именно феномен, который нужно принимать как природное явление…Мне вспоминается история одного банковского клерка из Эдинбурга, работавщего по контракту в саудовской консалтинговой фирме открывшей филиал в Шотландии, который, затем, был направлен по работе сначала в Бахрейн, затем в Саудовскую Аравию. Будучи в Британии он вел совершенно другой образ жизни. Но, попав в иную страну с другим «кодом», вдруг обнаружил что бысто «перекодировался», «арабизировался» - и вот уже он на фото щеголяет в арабском мужском платье и с платком на голове, слушает арабскую музыку, вроде как стал там "своим"…

Чем дольше ты живешь и узнаешь страну, тем менее у тебя возникает вопросов. Это так. Точно так же, как в аналогии с СССР, Иран подавался в западным медиа как страна черных хиджабов, портретов Хомейни, марширующих «стражей исламской революции» с зелеными лентами на лбах. Тотального обскурантизма а-ля талибан. Фанатизма и отсталости. И так же как по аналогии с СССР, всё это виделось иначе будучи внутри, а не снаружи на примере 43-летнего баварца, рассказ которого я видел как бы его глазами, но уже анализировал своим умом.

Приехав, Иоганн теперь уже смотрел по местному телевидению бесчисленные репортажи о преступности, безработице, наркотиках, плохой экологии и т.д. на Западе, в его мире - что теперь , увы, так знакомо, на примере некоторых заслуженных работников Рунета неустанно копипастящих материалы на платной и бесплатной основе о «либерастах», «тлетворном западном обществе», «происках госдепа» и «сильной руке» в несметных количествах. И немец спрашивал себя: неужели это та страна откуда я приехал? Почему льется один негатив. А где же, чёрт возьми, хорошее? Где материалы о науке, культуре, промышленности? Где истории о простых людях живущих вполне счастливо в моей стране…Под конец его совсем «убили» некоторые персоналии в неформальной обстановке на примере одной пожилой иранки, одной из родственниц Фаррин, которая узнав, что он немец, сказала под одобрительный рокот отстальных что-то вроде: « люблю немцев, ведь ваш Гитлер боролся с евреями!».

…тогда Иоганн сказал мне , что «холодная война — в умах, а не на бумаге или на телевидении. Она и не кончалась, она продолжается.» Гм… Для меня его открытие было откровением полишинеля.

Национальные особенности немецкой охоты и неохоты.

Культура. К этому Иоганн привыкал долго. Сначала о вине. Точнее о пиве, которое для баварца святое. Что для немца святое, иранцу смерть. Но пиво ему удавалось купить. Хотя алкоголь под строжашим запретом, оказалось им торгуют из под полы и пьют тайком. ( Вот вам и true islam). Если иностранец и от тебя пахнет вином, можешь выкрутиться, если иранец — жди до 20 ударов палкой по спине. И это не шутка.

Женщина. Женщина с точки зрения европейца в Иране соверщенно бесправна. В случае развода дети остаются отцу. Работать она может лишь с разрешения мужа. В автобусе ей уготована задняя площадка, впереди всегда мужчины. Петь и танцевать — грех, если ты не актриса или певица. Появляться одной на улице непринято, должен быть сопровождающий , причём, только родственник. И даже в этом случае полиция может подойти в попросить удостоверяющие документы, и если у родственника их не будет, или это просто знакомый или посторонний, то будут неприятности. Фаррин говорила, что не в Тегеране, где нравы свободнее - а в других городах если девушка идёт одна и, например, идет и жует пирожок или мороженое — могут пристать, оскорбить или сфотографировать и послать родственникам дабы устыдить - есть и такие «доброжелатели»… Иранская женщина должна быть одета согласно нормам: голова покрыта хиджабом, руки закрыты до кистей и неважно что жара, платье до щиколоток, либо плащ до колен. Иранки обычно носят штаны или джинсы (кстати, нередко в обтяжку и весьма модные…наверное, чтобы подчернуть бедра?), плащ или длинную кофту ( причем приталенные и тоже в обтяжку). Забавно, что на такие способы подчеркивания сексуальности фигуры, полиция нравов закрывает глаза, а вот на то закрыта ли у тебя платком шея очень даже обращает и придирается.



При этом намётанный глаз и здесь увидит нюансы: если на голове черный платок закрывающий лоб- девушка/женщина из очень религиозной семьи. Если паранджа — из ультра-религиозной семьи. Чёрный платок на голове женщины знак траура, наверное, везде, кроме Ирана.



Подразделения полиции нравов. По шариату мужчине запрещается прикасаться к женщине. Поэтому все репрессивные меры производят женщины наделенные полицейским полномочиями. Что ж, логично.



Женщина всегда остается женщиной. Немца порой удивляло что многие иранки обильно употребляют косметику — многие столь чрезмерно, были похожи на загримированых трансвеститов. Думаю, на самом деле ничего удивительного здесь нет. Женское либидо пробивается как вода через перекрытия. Если табуированы основные пути — фигура, бедра, грудь — оно скапливается критической массой в подчеркивании того что разрешено — лица, его выразительности: глаз, губ, щек…Думаю, так не только в Иране, а вообще в арабском мире. Вот ещё одна забавная особенность. Фаррин сказала, что незамужним запрещается выщипывать брови, поэтому на улице легко незамужнюю женщину можно отличить от замужней именно по форме бровей…

Полиция нравов не дремлет



Иранки очень красивы и элегантны. Не все, но очень многие. Многие поэты из века в век посвящали персидским гуриям свои стихи. Иранки при этом умны = это уже по опыту собственного общения:) При этом превосходные матери и верные жены. В общем, редкое сочетание. Мой собеседник считает, что ему повезло с женой.





Из цикла иранские диссонансы, забегая вперед. Так так иранская девушка может выглядеть на улице.



а так дома, или в компании знакомых



жизнь -это театр (с), вернее так: алгоритм интерпретации переменной "шариат" допускает плавающие значения после запятой, независмо от желания Разработчика.

Шагае Самэн, фотомодель и актриса, более известная как Клодия Линкс, иранка осевшая в Канаде. Восточные поэты наверное бы сочинили "диван" или "газели", и не одну для такой гурии.





Пластические операции — новый писк моды в Иране. Главным образом на лице. Фаррин сказала: клиники эстетической хирургии процветают.



Многие девушки в Иране курят, хотя это запрещено полицией нравов.



Иран и аналогии с СССР. Очень субъективно.

Цены на продукты питания и товары народного потребления, из рассказа Фаррин, контролирует государство. Образование в школе бесплатно. Никаких поборов с родителей на ремонты или подарки учителю. Плата за 5 лет вуза — символическая ок. 300 $. Еще столько же за аспирантуру, если есть желание учиться дальше. Питание во многих вузах бесплатное. Уровень вузовского образование один из самых высоких на Востоке, вполне сравним со средним европейским университетом. Очень квалифицированные местные кадры + приглашаются ведущие европейские профессора ( американские по политическим мотивам, исключены).

Ещё несколько фактов:

Иранцы одна из самых (если не самая) читающих наций в мире. Так было и в СССР. Тегеран — город с огромным количеством книжных магазинов и книжных кафе где люди — самые разные - собираются чтобы обсудить какую-либо книгу. И это не может не удивлять. Частично это связано со скучным телевидением. Частично, что иранцы всегда много читали.

Удивительно низкая преступность. Число грабежей, тяжких телесных или воровства очень мало.

В Иране нет светофоров, и суматошное движение. Пешеходы переходят улицу когда им удобно и где удобно. Приотитеты при поворотах или «уступи путь» решаются полюбовно: путём знаков друг другу из-за лобового стекла. Однако количество ДТП (!) очень низкое. Дело в том, что штраф ( помимо судебного разбирательства) со стороны виновной стороны взнимается от 20 до 40 000 $. Это не шутки. Все водители очень-очень-очень аккуратны. Может, и России взять на вооружение иранский опыт?

Иран, несмотря на экономическое эмбарго, стабилен. Экономика растёт. Можно лишь предположить, что бы было если бы эмбарго было бы снято. Цены питание ( мясо, рис, хлеб, фрукты) в среднем такие же как в России. Одежда и обувь — из Турции и Китая. Цены на бензин на 2013-й год: 1 литр 95-го — от 12 до 18 руб. В экономике упор на нефтекомлекс, полезные ископаемые, энергетику. Иранские специалисты и вообще кадры - одни из самых квалифицированных среди восточных.

Жилье в Иране проблемное. Местный ЖЭК, из ощущений от рассказа, клон российского. То есть в плачевном состоянии. Плата за квартиру не соответствует уровню комфорта и примерно одинаково с российскими тарифами. До 70% живет в старом фонде, которые не ремонтировался десятилетиями. И так же как в России, ветхие фасады и дурно пахнущие подъезды сублимативно компенсируются отделкой квартир под «евро» а в деревянных хибарах иногда видны стеклопакеты. Однако строится и новое жилье, вроде российских высотных микрорайонов, которое далеко не всем по карману. Но мой знакомый баварец жил в элитном микрорайоне Тегерана на площади 160 кв метров с подземной парковой и прачечной в подвале.

Дороги. Качество дорог очень приличное. Покрытие сравнимо с баварскими автобанами, сказал немец.

В Иране существует плановая экономика — 5-летний план принимаемый правительством. Тем не менее, её развитие определяет не план, а рыночные отношения…

Сильная цензура. Телевидение на 2/3 состоит из пропагандистских передач, музыки, сериалов и бесед на духовные темы. Новости необъективны, пестрят лозунгами: «будьте бдительны, кругом происки Израиля и Госдепа !», «они загнивают, мы процветаем» и тому подобное. Мощный административный аппарат в лице чиновников и силовых структур. Огромная роль тайной полиции, которую все боятся как огня. Множество доносчиков, что удивительно не столько платных, сколько энтузиастов. СМИ как в СССР идеологизированы. Интернет только через «уполномоченных посредников» - контент сильно урезан и заблокирован. Спутниковое оборудование — тарелка, ресивер - под запретом, обладание ими уголовно наказуемо. Ввоз медиа материалов, аудио или видео — главным образом западных, запрещено. Велик административный фактор: выгнать людей с предприятия на митинговать на улицу под угрозой увольнения в поддержку кого-то и чего-то в порядке вещей. Ну, и так далее.

Как в СССР информационная передача или газета начиналась с посылов вроде « Предваряя заветы коммунистической партии…» или « К годовщине великой революции…» и далее собственно материал, так и в Иране всё начинается с привязки к исламу и религиозным праздникам. Лишь вместо иконостаса с «товарищами» на передовицах газет и в кабинетах местных ЖЭК-ов изображены члены исламского революционного совета. Их лица, по идее, должны вдохновлять иранцев на трудовые победы…

Двусмысленность.

В СССР «не было секса», но была рождаемость. Тем не менее, импортные фильмы до 16-и с невырезанной наготой делали огромную прибыль Госкино: народ валил валом ради пары минут эротики — а за счет кассы от проката в том числе создавались и идейные фильмы про борцов с кровопийцем-царем или про покорителей целины. То есть интерес к сексу, как фрейдовское подсознательное все же в СССР был, факт. В Иране существует нечто подобное. Рождаемость огромна. За годы «революции» население с 40 миллионов увеличилось вдвое. А секс… Эротику покупают нелегально. Как и западные фильмы. Или компьютерные игры. Пиратство в Иране, по рассказу обоих собеседников, процветает. Вполне можно купить любой пиратский диск. Интернет фильтруется, тем не менее почти все видят то, что нужно используя прокси-сервера.

В СССР неплохо работала текстильная промышленность, но было неважно с дизайном и шили подчас откровенно немодные, ретроградные вещи вроде стандартных брюк , а зимой пальто с меховыми воротниками — вспоминая себя, ходить в таких в школу было немодно, все ходили в куртках ( стали поступать японские и польские) хотя и мерзли в них. Если В 70-е если в магазин поступали джинсы — выстраивалась километровая очередь. Отпускали не более 1 штуки на руки. Если у кого-то были Levi’s или Wrangler — он крут и сексапилен, ибо это или из «Березки» или из загранки, т.к. в магазинах они не продавались. А в очередях стояли за польскими франчизами оных, болгарской «Рилой» или индийским «Эвисом». Точно также было и с пачкой жевательной резинки Juicy Fruit в порыве мании обладания которой один мальчик из моего класса променял свой (!) велосипед…затем, конечно, разбирались родители, а мальчика стыдили на пионерском собрании. Сейчас это кажется дико и смешно. Но тогда подобные фетиши в виде вещичек «оттуда» были магическими и играли злую шутку и с детскими, и со взрослыми умами — обладание импортом был мечтой ( вспомним «польский гарнитур» из «Иронии Судьбы» или прочие клише).

В Иране, как в СССР, так же вроде бы все осуждают западные фетиши, и тем не менее огромная часть населения к ним стремится. Религия, ислам + потребительский фетишизм, шопоголизм, техно-фетишизм т.д. - нонсенс, трудно увязываются вместе. Но, оказалось, увязываются. И религиозные убеждения, как и квази-религиозные вроде коммунизма в СССР, не играют никакой роли. Шиизм славящийся своим пуританством пошел по пути «оппортунистов» шейхов-суннитов для которых западные лейблы стали средством для повышения самооценки вне «кода». Кто рулит: ислам иди фрейдизм, риторика… Пьер Карден исповедовал гомосексуализм который карался в СССР, тем не менее шил костюмы половине Политбюро, которое охотно их носило, и открыл в Москве первый лицензионный цех… Низшая часть человеческой природы такова, господа, что весь вопрос в престиже, а не в убеждениях - если вопрос касается демонстрации длины маркеров успеха…

Профанация ислама вроде философии кальвинизма/цвинглианства, который тихой сапой сдает свои идеалы материализму, - при этом их обладатели ругают с амвона или минарета западное общество их производящее как «сатанинское» — имхо, шизофрения или театральная постановка хоть в Чечне, хоть Саудовской Аравии. Что будет далее? Далее, из истории, всегда будут «чистильщики» - катары, пуритане, талибы, и так далее. Что логично. Будут потрясения. Революции и реформации. «Арабской весна» не закончилась. Она притихла и сжалась подобно кобре для нового броска. А мой июньский тезиз о том, что «религия как институт будет деградировать если обладание брендами будет трактоваться как благословение» стар как мир…

Иран и аналогии с Россией. Субъективно.

Большое социальное неравенство и коррупция. Принципы ислама о социальной справедливости в обществе наталкиваются на правду жизни. Немец видел рядом с Ламборджини и Порше у особняков ветхие лачуги и нищих. Бизнес как бы есть. Но подряды, тендеры распределяются согласно лояльности партии власти. Как в России. От Ахмадинежада устали, главным образом молодежь, которая более не хочет жить как живет…

Парадокс в том, что исламская революция против того «вестернизированного» Ирана и шахской коррупции в 1979-м также была инициирована как раз молодежью, и как раз под флагом торжества социальной справедливости.

Иран 70-х












Прочие когнитивные диссонансы Ирана.

Высшая школа. Исламский символ-паттерн хиджаб = ярко выраженный маркер религиозной мусульманинки = примат веры над разумом. В руках книга или брошюра, очевидно так же с религионым текстом. На голове другая "книга" - ибо западная университетская шапкочка бакалавра с прямоугольным верхом - это муляж-замена книги, которая по западной средневековой университетской традиции возлагалась на голову ученика завершившего обучение. Две книги - одна в руках ( религиозная) , хотя она должна быть на голове при текущем положении вещей - т.е местной парадигме + идеологии, а та что символизирует знание, наоборот, как раз в руках.



Диссонанс в контексте анти-прав женщины: женский иранский спецназ. Отрицание отрицания. Эмансимация эмансипации.



Совершенно фантастическое явление. Иранские женщины-нидзя. Об восточных ассасинах я слышал, но то было уделом мужчин, да и то не всех посвящали в эту секту средневековых киллеров. Но чтобы женщины, мусульманки, да еще нидзя… Гм. На стене восточное холодное оружие + надписи с японскими иероглифами с постулатами о кодексе бусидо. Шиитка с катаной, так же как гремучая смесь из парадигм дзэна + дао с сурами Корана, оказывается, могут вполне уживаться не только в фантастических фильмах и антиутопиях.





Иранское кафе + книжный магазин. Курт Кобейн со стены недоуменно смотрит то ли на шиитские платки, то ли на оазис нирваны внутри цитатели исламской матрицы…



Кондитерская в Тегеране. День св. Валентина «неверных» оказывается тоже популярен.



После революции прошло 30 лет. Что же изменилось? Нравы, безусловно. Политика, да. Экономика…Ресурсы были национализированы. Но коррупция осталась. Аятолла Хомейни во всеулышание объявил «большим сатаной» Америку, а «малым сатаной» СССР + породив таких же фанатиков-исламистов что и талибы в Пакистане. После этого глупо было бы ожидать инвестиций от Запада или СССР. Что произошло с обществом. Да, были некоторые социальные подвижки. Но, если смотреть глобально. Романтический этап революции закончился. Капиталы (и до и после эмбарго) стали оседать теперь в карманах местных богатых, а не иностранцев. Разница между богатыми и бедными в Иране как была, так и есть. Ислам, как фактор уравнивани,я не устранил классовую составляющую….Политка. Как и тогда в 70-х, так и сегодня процветает тайный сыск и физическое устранение инакомыслия. Одно «но». При всех изъянах и про-западничестве шаха, страна успешно встала на путь капитализма — и подобно ОАЭ или Бахрейну, где нефтяные концессии так же сданы в пользование западным корпорациям, - постепенно бы добилась как раз того уровня социальной справедливости с исламским «кодом», который например есть у суннитов что упомянуты выше или в Саудовской Аравии — глупо отрицать, что её, справедливости, там нет, глядя на бесплатную медицину, образование и социальные пакеты неимущим.

История - очень ироничная вещь. Те же студенты, молодежь, интеллигенция устроившия революцию в 79-м теперь организует уже другую, с другим знаком. Ахмадинеджад надоел иранцам как Путин русским, который подмял под себя + друзей по «кооперативу» совершенно всё, а собственные ляпы и коррупцию списывает, как и иранский маргинал, на происки «госдепа». И так же как и в России, в Иране результаты президентских выборов в 2009-м были «очуровыны», и народ вышел на улицы. В результате столкновений погибло ок 30 человек, несколько тысяч было арестовано….







p.s.

14. 06. 2013 в Иране начались выбора президента. Ахмадинеджат в выборах не участвует, так как согласно конституции одно и то же лицо-президент не может выбираться более чем на 2 срока. Конституцию под 3 или 4 срока никто менять там не собирается.



Комментарии:

16.06.2013 в 21:51
Alef x0 @ Johann
спасибо… было очень интересно

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).