02.06
18:23
Blue Bird
О синей птице счастья. Метерлинк в своей алхимической сказке для детей (которым она непонятна из-за скрытого смысла) на самом деле говорит о недостижимости абсолютного счастья — его никогда не будет достаточно, ибо оно эфемерно и условно. Для одних оно одно и локализировано/воплощено в чем-то, для других его вообще нет как понятия. Проникать в смысл понятий чтобы видеть их значение — уже счастье, по его мысли. Сахар и Хлеб суть то, что питает и дает жизнь. Это уже маленькое счастье. А если ещё есть Огонь и Вода можно считать себя наисчастливейшим человеком. Для иных ( людей обычного мира) это ни о чём не говорит, т.к. для них счастье как в иных сказках с намёком олицетворенное в птице ( или золотой рыбке) должно приналежать на правах собственности тебе или кому-то — для этого нужна клетка или аквариум дыбы оно не улетело/уплыло чтобы стать «личным счастьем» другого. Копирайтеры своего "счастья" всегда жадны… Вот почему птица счастья всегда будет «завтрашнего дня» и лотерейным билетом для тех, кто играет в покер с Судьбой. Оно для них будет всегда материально и осязаемо…
Комментарии:
Мне нравится притча о птице в "11 минут" Коэльо:
"Жила-была птица. Птица с сильными крыльями, со сверкающим разноцветным оперением. Существо созданное для вольного полета в поднебесье, рожденное чтобы радовать глаз тех, кто следит за ней с земли.
Однажды женщина увидела ее и полюбила. Сердце ее колотилось, глаза блестели от волнения, когда с открытым в изумление ртом она смотрела, как летит эта птица. и та позвала ее летать с нею вместе — и отправились они по синему небу в полном ладу друг с другом. Женщина восхищалась птицей, почитала и славила ее.
Но как-то раз пришло ей в голову: да ведь эта птица наверняка когда — нибудь захочет улететь в дальние дали, к неведомым горам. и женщина испугалась — испугалась что с другой птицей никогда на сможет испытать ничего подобного. И позавидовала — позавидовала врожденному дару полета.
И еще — испугалась одиночества.
И подумала: «Расставлю-ка я силки. В следующий раз птица прилетит — а улететь не сможет»
А птица, тоже любившая эту женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом была посажена в клетку.
Целыми днями женщина любовалась птицей, показывала предмет своей страсти подругам, а те говорили: «Теперь у тебя есть все». Но странные дела стали твориться в душе этой женщины: птицу она заполучила, приманивать ее и приручать больше не было нужды и мало — помалу угасал интерес к ней. Птица же, лишившись возможности летать — а в этом и только в этом заключался смысл ее бытия, — облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на нее внимание: только следила, чтоб клетка была чистой.
И в один прекрасный день птица взяла да и умерла. Женщина очень опечалилась, только о ней и думала и вспоминала ее днем и ночью, но только не то, как та томилась в клетке, а как увидела в первый раз ее вольный полет под облаками.
А загляни она себе в душу — поняла бы, что пленилась не красотой ее, а свободой и мощью ее расправленных крыльев.
Лишившись птицы, лишилась она и смысла в жизни. И постучалась к ней в дверь смерть. «Ты зачем пришла?» — спросила ее женщина.
«Затем, чтобы ты снова смогла летать со своей птицей по небу, — отвечала смерть. — Если бы позволила ей покидать тебя и неизменно возвращаться, ты любила бы и восхищалась бы ею пуще прежнего. А вот теперь, чтобы тебе снова увидеть ее, без меня никак не обойтись»."
"Жила-была птица. Птица с сильными крыльями, со сверкающим разноцветным оперением. Существо созданное для вольного полета в поднебесье, рожденное чтобы радовать глаз тех, кто следит за ней с земли.
Однажды женщина увидела ее и полюбила. Сердце ее колотилось, глаза блестели от волнения, когда с открытым в изумление ртом она смотрела, как летит эта птица. и та позвала ее летать с нею вместе — и отправились они по синему небу в полном ладу друг с другом. Женщина восхищалась птицей, почитала и славила ее.
Но как-то раз пришло ей в голову: да ведь эта птица наверняка когда — нибудь захочет улететь в дальние дали, к неведомым горам. и женщина испугалась — испугалась что с другой птицей никогда на сможет испытать ничего подобного. И позавидовала — позавидовала врожденному дару полета.
И еще — испугалась одиночества.
И подумала: «Расставлю-ка я силки. В следующий раз птица прилетит — а улететь не сможет»
А птица, тоже любившая эту женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом была посажена в клетку.
Целыми днями женщина любовалась птицей, показывала предмет своей страсти подругам, а те говорили: «Теперь у тебя есть все». Но странные дела стали твориться в душе этой женщины: птицу она заполучила, приманивать ее и приручать больше не было нужды и мало — помалу угасал интерес к ней. Птица же, лишившись возможности летать — а в этом и только в этом заключался смысл ее бытия, — облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на нее внимание: только следила, чтоб клетка была чистой.
И в один прекрасный день птица взяла да и умерла. Женщина очень опечалилась, только о ней и думала и вспоминала ее днем и ночью, но только не то, как та томилась в клетке, а как увидела в первый раз ее вольный полет под облаками.
А загляни она себе в душу — поняла бы, что пленилась не красотой ее, а свободой и мощью ее расправленных крыльев.
Лишившись птицы, лишилась она и смысла в жизни. И постучалась к ней в дверь смерть. «Ты зачем пришла?» — спросила ее женщина.
«Затем, чтобы ты снова смогла летать со своей птицей по небу, — отвечала смерть. — Если бы позволила ей покидать тебя и неизменно возвращаться, ты любила бы и восхищалась бы ею пуще прежнего. А вот теперь, чтобы тебе снова увидеть ее, без меня никак не обойтись»."
Да уж…
Никогда нельзя лишать тех, кого любишь, свободы.. Ни внешней, ни внутренней.. Нельзя ставить в любые жесткие рамки… Только добрая воля.. И никаких клеток.. Ни в прямом, ни в переносном смысле..
Никогда нельзя лишать тех, кого любишь, свободы.. Ни внешней, ни внутренней.. Нельзя ставить в любые жесткие рамки… Только добрая воля.. И никаких клеток.. Ни в прямом, ни в переносном смысле..
Смысл у Метерлинка, наверное, глубже. Это совсем не детская сказка, точнее, детям там будет понятно ровно то, что на поверхности. Смысл же в том, что счастье - это иллюзия в смысле "обладания", оно - или в процессе на пути к нему, или наоборот смотреть на него со стороны. Как мечта или идея, или смысл. Хотя для каждого он может быть разным.
этот "бельгийский Шекспир" нагнал такого символизма, что произведение нашло свое отражение в продукции нашей пищевой промышленности 80-х годов… прилавки, заполненные "синей птицей", которая со временем стала просто мечтой…
символизм приветствовал советскую власть и приветствовался ею, потому что СССР был самым символистским государством в истории 20 века…
и пьеса эта учит правильному мировоззрению, как и все символистское искусство…
- ничего не поделаешь, я должна вам сказать правду: те, кто пойдутс детьми, умрут в конце путешествия…
- а кто не пойдет?
- те умрут на неколько минут позже…
символизм приветствовал советскую власть и приветствовался ею, потому что СССР был самым символистским государством в истории 20 века…
и пьеса эта учит правильному мировоззрению, как и все символистское искусство…
- ничего не поделаешь, я должна вам сказать правду: те, кто пойдутс детьми, умрут в конце путешествия…
- а кто не пойдет?
- те умрут на неколько минут позже…
лучшее произведение символизма…
спектакль у нас показали первый раз 30 сентября 1908 года… с тех пор постановка не сходила со сцены МХАТ
спектакль у нас показали первый раз 30 сентября 1908 года… с тех пор постановка не сходила со сцены МХАТ
…и, кстати, первый советско-американский фильм с Элизабет Тейлор. Правда, увы, далекий от символизма Метерлинка.