29.01
22:53
Victorian Christmas, Cards
Речь здесь пойдет, любезный читатель, о впечатлениях вдогонку — поскольку Рождество уже кончилось - о викторианском Рождестве т.е. о праздновании Рождества в Британии времен правления королевы Виктории ( 1837-1901) в период которого Британская Империя, по общему убеждению, добилась пика процветания. Что же такое «викторианское Рождество» - традиция, особенность или просто причуда. Ниже об этом и другом мысли скромного джентльмена — о ритуалах, вкусах и манерах той рождественской поры и того времени.
Прежде всего, как я полагаю, это, безусловно, традиция, перешедшая в обычай. Почему именно «викторианское», а не какое другое Рождество заслуживает столь пристального внимания? Имхо, потому, что именно в эту эпоху британское Рождество окончательно ритулизировалось как праздник во всех его деталях от начала и до конца. И именно в ту эпоху оно стало необыкновенно насыщенным и «очень британским», если можно так сказать. Вот почему ваш покорный слуга был очень удивлен тому, почему спустя столько лет многие люди в Британии справляют Рождество именно копируя викторианские обычаи — и не обязательно неисправимые любители вообще старинных традиций, просто любители именно "викторианского Рождества".
И в первую очередь начнем с Рождественских открыток, т.к. именно в это время «рождественская открытка» как предмет впервые появилась на свет.
Итак. Самая первая открытка была напечатана в декабре 1843 года, по просьбе сэра Генри Коула, который также был инициатором выставки 1851-го года, основателем и первым директором Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Он был очень оригинален + достаточно смел за саму идею отправки рождественских открыток по почте, когда он решил удивить своих друзей красочными карточками с темой Рождества вместо обычного письма на Рождество. Именно им был разработан способ как предложить сезонные поздравления без необходимости писать сотни сообщений. Далее было так. Художнику Джону Кэллкоту Хорсли было поручено сделать карточку (которая, кстати сказать, в настоящее время одна среди самых востребованных среди коллекционеров и стоит невероятную сумму на аукционе). Карточка изображала группу людей - некую семью выше среднего достатка, справляющую праздник Рождества в непринужденной обстановке. Вот и сама она.
Это изобретение быстро привилось и нашло множество сторонников — так было удобнее, мобильнее и оригинальнее. Затем дело было поставлено на поток и изобретено до тысячи всевозможных карт с разным рисунком и дизайном на любой вкус и кошелек : от изящных маленьких виньеток таких художников, как Кейт Гринуэй до копеечных литографий. Что касается фраз и чувств на картах — это были приветствия, пожелания, зачастую в форме сентиментального стиха и шутки. Были и эксклюзивные карточки с чрезвычайно сложным винтажем + с позолоченным тиснением. У меня в фамильной коллекции есть пара рождественских карточек из Германии 1890-х, думаю, они копируют более ранние британские.
Но и из этого эксклюзива был свой эксклюзив. Некоторые викторианские дизайнеры имели большую фантазию и украшали карточки бахромой из шелка, кружев, атласа и даже в форме саше ( для дам) украшенных мишурой и перьями.
Роджественсие карточки + апликации, изготовленные вручную также высоко ценились.
Библейская персонажи были также распространены на викторианских рождественских открытках. Как и маленькие дети.
На снимке середины 19 века - дети поющие "кэролз" (рождественские песни).
Я прочел позднее, что эти маленькие дети с умилительными личиками на викторианских рождественских открытках были как из богатых, так из бедных семей или сирот возраста от 4 до 7 лет, если это касалось фотографий взятых за основу открыток. (Интересно , если последнее, предполагало ли это какую-то плату за being as a model родителям? Думаю, да. ). Также, как я заметил, где-то на 3/4 из всех рождественских открыток той поры это были девочки, и лишь на 1/4 мальчики. Как правило, как типаж, это была красивая, с круглым лицом, большими глазами девочка. Иногда две или три.
Часто наряду с персонажем можно было увидеть изображение веток падуба, растущего в Британии вечнозеленого дерева. Они играли ровно такую же роль, как ель в России. Тем не менее, хотя на открытках падуб был рождественским символом, он не был "рождественским деревом", которым как раз была ель.
Падуб по английски пишется holly и читается как "холли".
Это омофон и почти что омоним другого слова "holy", что значит "святой". Думаю, здесь явно прослеживаются кельсткие корни т.к. падуб (ilex aquifolium) в кельстских верованиях символизировал
солнце.
Прежде всего, как я полагаю, это, безусловно, традиция, перешедшая в обычай. Почему именно «викторианское», а не какое другое Рождество заслуживает столь пристального внимания? Имхо, потому, что именно в эту эпоху британское Рождество окончательно ритулизировалось как праздник во всех его деталях от начала и до конца. И именно в ту эпоху оно стало необыкновенно насыщенным и «очень британским», если можно так сказать. Вот почему ваш покорный слуга был очень удивлен тому, почему спустя столько лет многие люди в Британии справляют Рождество именно копируя викторианские обычаи — и не обязательно неисправимые любители вообще старинных традиций, просто любители именно "викторианского Рождества".
И в первую очередь начнем с Рождественских открыток, т.к. именно в это время «рождественская открытка» как предмет впервые появилась на свет.
Итак. Самая первая открытка была напечатана в декабре 1843 года, по просьбе сэра Генри Коула, который также был инициатором выставки 1851-го года, основателем и первым директором Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Он был очень оригинален + достаточно смел за саму идею отправки рождественских открыток по почте, когда он решил удивить своих друзей красочными карточками с темой Рождества вместо обычного письма на Рождество. Именно им был разработан способ как предложить сезонные поздравления без необходимости писать сотни сообщений. Далее было так. Художнику Джону Кэллкоту Хорсли было поручено сделать карточку (которая, кстати сказать, в настоящее время одна среди самых востребованных среди коллекционеров и стоит невероятную сумму на аукционе). Карточка изображала группу людей - некую семью выше среднего достатка, справляющую праздник Рождества в непринужденной обстановке. Вот и сама она.
Это изобретение быстро привилось и нашло множество сторонников — так было удобнее, мобильнее и оригинальнее. Затем дело было поставлено на поток и изобретено до тысячи всевозможных карт с разным рисунком и дизайном на любой вкус и кошелек : от изящных маленьких виньеток таких художников, как Кейт Гринуэй до копеечных литографий. Что касается фраз и чувств на картах — это были приветствия, пожелания, зачастую в форме сентиментального стиха и шутки. Были и эксклюзивные карточки с чрезвычайно сложным винтажем + с позолоченным тиснением. У меня в фамильной коллекции есть пара рождественских карточек из Германии 1890-х, думаю, они копируют более ранние британские.
Но и из этого эксклюзива был свой эксклюзив. Некоторые викторианские дизайнеры имели большую фантазию и украшали карточки бахромой из шелка, кружев, атласа и даже в форме саше ( для дам) украшенных мишурой и перьями.
Роджественсие карточки + апликации, изготовленные вручную также высоко ценились.
Библейская персонажи были также распространены на викторианских рождественских открытках. Как и маленькие дети.
На снимке середины 19 века - дети поющие "кэролз" (рождественские песни).
Я прочел позднее, что эти маленькие дети с умилительными личиками на викторианских рождественских открытках были как из богатых, так из бедных семей или сирот возраста от 4 до 7 лет, если это касалось фотографий взятых за основу открыток. (Интересно , если последнее, предполагало ли это какую-то плату за being as a model родителям? Думаю, да. ). Также, как я заметил, где-то на 3/4 из всех рождественских открыток той поры это были девочки, и лишь на 1/4 мальчики. Как правило, как типаж, это была красивая, с круглым лицом, большими глазами девочка. Иногда две или три.
Часто наряду с персонажем можно было увидеть изображение веток падуба, растущего в Британии вечнозеленого дерева. Они играли ровно такую же роль, как ель в России. Тем не менее, хотя на открытках падуб был рождественским символом, он не был "рождественским деревом", которым как раз была ель.
Падуб по английски пишется holly и читается как "холли".
Это омофон и почти что омоним другого слова "holy", что значит "святой". Думаю, здесь явно прослеживаются кельсткие корни т.к. падуб (ilex aquifolium) в кельстских верованиях символизировал
солнце.